003 Потоп Бытие 6:5-7:24

003 Потоп Бытие 6:5-7:24

О том, какое наводнение дало начало рассказу о великом потопе, до сих пор спорят. Вместе с тем, в преданиях многих народов (и у австралийцев, и у индейцев) живет память о потопе. Эта память отразилась даже в легенде об Атлантиде.  

Но в библейском повествовании потоп – лишь сцена для разговора о грехе, праведности, смерти и спасении. Может ли человек настолько пасть, что и спасать будет нечего?

 

5 И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время;

6 и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем.

 

Бог скорбит и раскаивается. Это не холодность, не безразличие, и точно не жестокость. Что чувствует врач-инфекционист, понимая, что его домочадцы заразились смертельно опасным вирусом?

 

7 И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их.

 

Земля не виновата. Животные не виноваты. Дети – не виноваты. Но они  — под ответственностью человека. Часто человек настолько незрел, что не берет ответственности даже за себя, но и в этом случае ответственность за творение никуда не уходит.

 

8 Ной же обрел благодать пред очами Господа.

9 Вот житие Ноя: Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом.

 

Краткая, но емкая характеристика «ходил перед Богом» может означать, что:

  1. он помнил о Боге, Его словах, молился Ему, приносил жертвы,
  2. он хранил чувство Его Присутствия,
  3. он поступал по воле Божией (жизнь в Библии описывается как путь, а шаги – поступки) и был послушен во всем.

Его праведность — не врожденная, а результат его сознательного выбора. А вот как нам в наших обстоятельствах ходить перед Богом? Это – серьезный вопрос для молитвы.

 

10 Ной родил трех сынов: Сима, Хама и Иафета.

11 Но земля растлилась пред лицем Божиим, и наполнилась земля злодеяниями.

12 И воззрел Бог на землю, и вот, она растленна, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле.

 

Может быть, вам хочется большей конкретики, как это было? Попробуйте прочесть начало главы с хорошим комментарием.

 

13 И сказал Бог Ною: конец всякой плоти пришел пред лице Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли.

 

В отличие от ближневосточных сказаний (эпос о Гильгамеше и др.) катастрофа наступает не по прихоти богов, а из-за греха.

 

14 Сделай себе ковчег из дерева гофер; отделения сделай в ковчеге и осмоли его смолою внутри и снаружи.

15 И сделай его так: длина ковчега триста локтей; ширина его пятьдесят локтей, а высота его тридцать локтей.

16 И сделай отверстие в ковчеге, и в локоть сведи его вверху, и дверь в ковчег сделай с боку его; устрой в нем нижнее, второе и третье [жилье].

 

Эти подробности и сейчас поражают – построить корабль длиной в дом с 8 подъездами! Возможно, эти и последующие инструкции указывают, как внимательно Бог заботится о выживании Ноя. И все же эта забота Божья не отменяет кропотливого труда самого человека.

 

17 И вот, Я наведу на землю потоп водный, чтоб истребить всякую плоть, в которой есть дух жизни, под небесами; все, что есть на земле, лишится жизни.

18 Но с тобою Я поставлю завет Мой, и войдешь в ковчег ты, и сыновья твои, и жена твоя, и жены сынов твоих с тобою.

 

Завет будет заключен после. Перед лицом трудностей Бог часто открывает детали будущего. Это поддерживает надежду.

И вводится тема остатка, спасающегося праведника. Мы привыкли, что Бог добрый, Его «профессия» – спасать. Но и Сам Иисус использует рассказ о Ное для того, чтобы предупредить: Суд Божий – это не шутка (Мф. 24:39).

 

19 Введи также в ковчег из всех животных, и от всякой плоти по паре, чтоб они остались с тобою в живых; мужеского пола и женского пусть они будут.

20 Из птиц по роду их, и из скотов по роду их, и из всех пресмыкающихся по земле по роду их, из всех по паре войдут к тебе, чтобы остались в живых.

 

Если читать буквально, что вся плоть извратила свои пути, то как Ною удалось найти такое количество неоскверненных животных? Может быть, их призвал Бог. А может, животные были как все, но от общения с праведником они  вернулись в прежнее доброе состояние, он освятил их своим присутствием?

 

21 Ты же возьми себе всякой пищи, какою питаются, и собери к себе; и будет она для тебя и для них пищею.

22 И сделал Ной все: как повелел ему Бог, так он и сделал.

 

Ной строил ковчег много лет. У окружающих была возможность спросить, задуматься. Им некого винить.

 Для самого же Ноя это было испытанием веры: строить ковчег на суше бессмысленно. Некоторые наши задачи в жизни могут выглядеть так же абсурдно, и при этом быть столь же важными для спасения.

 

1 И сказал Господь Ною: войди ты и все семейство твое в ковчег, ибо тебя увидел Я праведным предо Мною в роде сем;

2 и всякого скота чистого возьми по семи, мужеского пола и женского, а из скота нечистого по два, мужеского пола и женского;

3 также и из птиц небесных по семи, мужеского пола и женского, чтобы сохранить племя для всей земли,

4 ибо чрез семь дней Я буду изливать дождь на землю сорок дней и сорок ночей; и истреблю все существующее, что Я создал, с лица земли.

5 Ной сделал все, что Господь повелел ему.

 

Дважды повторяется эта фраза (см. ст. 22). Рассказчику важно подчеркнуть послушание Ноя.

 

6 Ной же был шестисот лет, как потоп водный пришел на землю.

7 И вошел Ной и сыновья его, и жена его, и жены сынов его с ним в ковчег от вод потопа.

8 И из скотов чистых и из скотов нечистых, и из всех пресмыкающихся по земле

9 по паре, мужеского пола и женского, вошли к Ною в ковчег, как Бог повелел Ною.

10 Чрез семь дней воды потопа пришли на землю.

11 В шестисотый год жизни Ноевой, во второй месяц, в семнадцатый день месяца, в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились;

12 и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей.

 

Сорок – символическое число полноты. Когда-то из воды появилась жизнь. Теперь вода смывает скверну с земли.

 

13 В сей самый день вошел в ковчег Ной, и Сим, Хам и Иафет, сыновья Ноевы, и жена Ноева, и три жены сынов его с ними.

14 Они, и все звери по роду их, и всякий скот по роду его, и все гады, пресмыкающиеся по земле, по роду их, и все летающие по роду их, все птицы, все крылатые,

15 и вошли к Ною в ковчег по паре от всякой плоти, в которой есть дух жизни;

16 и вошедшие мужеский и женский пол всякой плоти вошли, как повелел ему Бог. И затворил Господь за ним.

 

Бог как бы до последнего ждал, не захочет ли кто еще войти… Не захотели.

 

17 И продолжалось на земле наводнение сорок дней, и умножилась вода, и подняла ковчег, и он возвысился над землею;

18 вода же усиливалась и весьма умножалась на земле, и ковчег плавал по поверхности вод.

19 И усилилась вода на земле чрезвычайно, так что покрылись все высокие горы, какие есть под всем небом;

20 на пятнадцать локтей поднялась над ними вода, и покрылись горы.

21 И лишилась жизни всякая плоть, движущаяся по земле, и птицы, и скоты, и звери, и все гады, ползающие по земле, и все люди;

22 все, что имело дыхание духа жизни в ноздрях своих на суше, умерло.

23 Истребилось всякое существо, которое было на поверхности земли; от человека до скота, и гадов, и птиц небесных, — все истребилось с земли, остался только Ной и что [было] с ним в ковчеге.

24 Вода же усиливалась на земле сто пятьдесят дней.

 

Зачем тратить так много места (6 стихов) на описание смерти: вода трижды усиливается, все лишается жизни, умирает, истребляется? Думаю, автору важно подчеркнуть катастрофу, еще раз напомнить, что отношения с Богом – это важно, именно от этого зависит вопрос жизни и смерти.

12 thoughts on “003 Потоп Бытие 6:5-7:24

  1. Геологами обнаружены свидетельства грандиозного наводнения в 4 тыс. до н.э. Возможно, это событие дало начало легендам об Атлантиде.

    Наводнений, которые хоть сколько-нибудь напоминали библейский потоп, в указанное время не было. Скорее всего они и в принципе невозможны. Что и неудивительно, поскольку текст символичен даже более чем Шестоднев. См. https://biologos.org/common-questions/biblical-interpretation/genesis-flood

  2. Антон, спасибо!
    Я специально уходил от термина «Всемирный» 🙂
    Локальные потопы были, но они, действительно, не были грандиозными, уберу это. А что до чего-то большего — есть гипотезы, о которых спорят, например, о Черноморском потопе… И был ли прототип у ковчега — мы не знаем. Вот, скажем, Дед Мазай, спасающий зайцев — это выдумка Некрасова, или реальная история? (Вот одна из версий, проверить, правда, нельзя)

    Проблема в том, что углубляясь в это, мы лишаем миф жизненной силы, он предстает читателю препарированным и жалким. Какую библейскую весть и как можно донести, если начать с того, что все это литературная фикция?

    1. «Властелин колец» — литературная фикция, а XXIII съезд КПСС — абсолютно достоверное историческое событие. Что для тебя более реально? На мой взгляд, как раз попытки найти «прототипы Потопа» принижают значимость истории, поскольку все эти прототипы на фоне библейской истории смотрятся весьма жалко. Библия, очевидно, говорит о том, что имеет отношение ко всем людям (или же ко всем людям в определенную историческую эпоху). В реальности это общезначимое событие (или события) выглядели иначе, чем всемирное наводнение, но суть от этого не меняется. И наоборот, в принципе можно представить себе всемирное наводнение, которое не будет нести в себе какого-либо духовного значения.

      Дед Мазай точно существовал! Во всяком случае, точно такую же историю с зайцами рассказывал нам егерь в Сибири. Он сам спасал зайцев (или только одного, не помню) во время половодья на Енисее.

      1. Антон, привет еще раз!

        Как мне видится, мы с тобой в принципе согласны.
        Для меня это лишь вопрос формы.

        А. Было бы странно вообще обойти вопрос историчности потопа молчанием, тем более, что некоторые до сих пор всерьез «находят» обломки ковчега.
        Б. Разворачивать в предисловии критику историчности — значит, фиксировать внимание читателя на второстепенном.

        Остается сказать, что прототипы были (и это действительно так, не появляются мифы без прототипов), но для автора это — лишь сцена для разговора о чем-то более важном.
        Тем более, что в 1 отрывке я написал, как рекомендую читать эти тексты.

        Я думаю, что вопросы связи науки и мифа важны (в данном случае — и для апологетики, чтобы не обвиняли Бога в жестокости), но их стоит рассматривать в другом формате — отдельных статей, ЧаВо.

        1. C последним я согласен, но, с другой стороны, не стоит и излишне «обнадеживать» читателя. Фраза «в преданиях многих народов (и у австралийцев, и у индейцев) живет память о потопе» (в единственном числе) подразумевает, что речь идет о каком-то одном событии. Но большинство мифов скорее всего возникли независимо, да и встречаются они далеко не у всех народов (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D1%81%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BF%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%BF), так что тут речь не о памяти, а скорее о неком представлении о потопе. Авторы Библии тоже, по-видимому, заимствовали это представление из более ранних мифов, наполнив его новым содержанием

          1. Антон, ты прав 🙂 А ты читал Ильяхова «Пиши, сокращай»? имхо, важно прочесть для тех, кто пишет в блог для неспециалистов.

  3. Опять наука, и творчество, хотят победить Бога… (Фильмы об Апокалипсисе, когда герой спасает, а катастрофа — обезличенное бедствие, или разговоры об эвакуации людей на Марс).
    Бог раскаялся, что сотворил людей, означает Его ответственность за этот мир, и боль. Мы когда просим «Господи помилуй» — приближаемся немного в молитве (к вопросу о молитве) к этому Его чувству.
    Интресно также, что Ной не бежит «спасать» никого, зная что будет потоп. Там есть уважение к личному выбору. С точки зрения современного созависимого мира это просто немыслимо. Но, вот это уважение к свободе воли. И личная ответственность. Если Бог раскаялся, можем же и мы. Немножко, за своё…) Мы же тоже так можем, раз образ и подобие изначальные.) Вместо чтобы крушить вокруг себя, и поучать других как им жить, Ной этого не делал, по видимому, зщанят был постройкой Ковчега. А мы раз не строим Ковчег, не положена на нас такая вот ответственность, модем, хотя бы со скуки, и уподобиться немного раскаянию Бога. Вот и вся тут Молитва…

  4. «Если читать буквально, что вся плоть извратила свои пути, то как Ною удалось найти такое количество неоскверненных животных?»
    Буквально прочесть не получается, так как Ной со своей семьей не извратились. «Всякая» не значит вся без остатка.

    «16 и вошедшие мужеский и женский пол всякой плоти вошли, как повелел ему Бог. И затворил Господь за ним.»
    Меня поражает удивительная забота и содействие Бога к человеку, исполняющему Его волю!
    (По-моему, тут нужен комментарий в таком ключе)
    Бог как бы до последнего ждал, не захочет ли кто еще войти… Не захотели.
    Я не вижу тут намека, что и в последний момент что-то можно изменить. Вошли все животные по паре. Люди вошли, какие были с Ноем и помогали ему исполнять волю Бога. Экипаж ковчега был определён несколько заранее. Аналогично, когда пришел Жених, поздно бежать за маслом. Так и когда начался потоп уже поздно садиться в чужой ковчег.

    1. Первую мысль, наверное, не точно выразил, спасибо! Понятно, что не все осквернились, но как выбрать из многообразия животных тех, что не осквернились?

      Мысль об «экипаже ковчега» была высказана несколько лет назад у нас на последовательном чтении Бытия, и потом я с ней столкнулся у преп. Ефрема Сирина. Она почти автоматически приходит в голову, когда сравниваешь Бытие и рассказ об Утнапишти в эпосе Гильгамеше — там как раз все было сделано тайком.

  5. А что вообще означает «осквернились» или «не осквернились» относительно животных?

    Слоны вот очень изменились… Относительно первой иллюстрации. Вы только посмотрите на слонов. Они стали злые, и нервные. Да и, вообще, животные потеряли ту изначальную мирность, которую видим на первой картинке. Там они домашние животные, чтоли. А тут чужие, потерянные.

  6. Должно быть врач понимает ,что ситуация критическая, при которой нужно действовать координально, чтобы хоть кого то сохранить нужно пожертвовать многими зараженными. Это очень глубокая скорбь, но в чем раскаивается Бог и перед кем? Почему в неудачном творении, а не в том что допустил такое глубокое распространение болезни? Да потому что Он знает что значит брать ответственность на Себя, чему и нас учит — отвечать за свои дела, поступки, творения лично не на кого не перекладывая.
    «А вот как нам в наших обстоятельствах ходить перед Богом? » На мой взгляд чтобы ходить перед Богом необходимо с Ним сначала встретиться, услышать, как то прочувствовать Его. Ведь недостаточно знать, понимать, и даже верить в то что Бог есть и он рядом. Необходимо практически с Ним встретиться. Об этом может быть и молитва наша. А Ною видимо все это было доступно по Воле Божьей конечно.
    Конкретика не важна на мой взгляд, важно нарушение завета. Люди перестали возделывать землю и владычествовать над ней и всем что на ней, перешли к нещадному уничтожению земли и всего земного. Только потребляя, не производя не сохраняя и не улучшая кроме зла конечно.
    А могут ли животные быть оскверненными или не оскверненными? Ведь для этого нужно было знать добро и зло, а это было доступно только человеку. Да и потом ,живущие в воде почему то не осквернились, значит ли это что вода дающая жизнь защищает от скверны? Может Бог просто не хотел пересоздавать то что создано и то что он утвердил как «хорошо», а плодиться и размножаться в новом будущем с чего то надо нужен и мужской и женский род.
    «Некоторые наши задачи в жизни могут выглядеть так же абсурдно, и при этом быть столь же важными для спасения» Да согласен, например подавать милостыню незнакомым, или тратить личное время на кротковременное общение с человеком про которого забыли его родные.
    Послушание Ноя завидно, он даже не пытается упросить Бога взять кого то еще, ведь наверняка он знал тех, чего спасения он тоже желал.
    «…автору важно подчеркнуть катастрофу, еще раз напомнить, что отношения с Богом – это важно, именно от этого зависит вопрос жизни и смерти» а здесь прямо что то открылось внутри, хочется крикнуть: «Так вот зачем нам Бог- чтобы ЖИТЬ или чтобы умереть!!!»
    Помилуй Вас Господь Владимир! Дай Вам Бог и дальше уметь «искушать» других думать. Храни Бог Ваше дело.

Добавить комментарий