011 Иосиф: продажа в рабство Бытие 37:1-37:36

011 Иосиф: продажа в рабство Бытие 37:1-37:36

Ближайшие пять чтений у нас — история Иосифа. Почему в Книге Бытия ему посвящено почти треть повествования? Возможно, потому что каждый может найти себе место в его истории?

 

1 Иаков жил в земле странствования отца своего, в земле Ханаанской.

2 Вот житие Иакова. Иосиф, семнадцати лет, пас скот вместе с братьями своими, будучи отроком, с сыновьями Валлы и с сыновьями Зелфы, жен отца своего. И доводил Иосиф худые о них слухи до отца их.

 

Мы читаем о многодетной семье, где есть дети от разных матерей, есть даже дети служанок. С одной стороны, как мы говорили раньше, такое умножение жизни – благословение. Но как быть с отношениями? Иосиф, сын Рахили, не нашел общего языка с братьями –сыновьями Лии, и общается больше с сыновьями служанок. Будучи изгоем, он ябедничает на братьев отцу.

Мне Иосиф не сильно симпатичен. Как не симпатичны и его братья. Но если взглянуть на себя честно, я – другой ли? Вам не случалось рассказывать о людях нехорошее, просто не держать язык за зубами?

 

3 Израиль любил Иосифа более всех сыновей своих, потому что он был сын старости его, — и сделал ему разноцветную одежду.

4 И увидели братья его, что отец их любит его более всех братьев его; и возненавидели его и не могли говорить с ним дружелюбно.

 

Отец как будто не замечает отчужденности Иосифа, и балует его. Какая это жизненная история! Одного ребенка родители выделяют, остальные – негодуют, завидуют.

 

5 И видел Иосиф сон, и рассказал братьям своим: и они возненавидели его еще более.

6 Он сказал им: выслушайте сон, который я видел:

7 вот, мы вяжем снопы посреди поля; и вот, мой сноп встал и стал прямо; и вот, ваши снопы стали кругом и поклонились моему снопу.

8 И сказали ему братья его: неужели ты будешь царствовать над нами? неужели будешь владеть нами? И возненавидели его еще более за сны его и за слова его.

9 И видел он еще другой сон и рассказал его братьям своим, говоря: вот, я видел еще сон: вот, солнце и луна и одиннадцать звезд поклоняются мне.

10 И он рассказал отцу своему и братьям своим; и побранил его отец его и сказал ему: что это за сон, который ты видел? неужели я и твоя мать, и твои братья придем поклониться тебе до земли?

11 Братья его досадовали на него, а отец его заметил это слово.

 

Сны – один из способов донесения Божьей вести. Но зачем Иосиф рассказывает свои сны? Не покидает ощущение, что он хочет подразнить своих братьев. И это неразумное поведение доводит его до настоящей беды.

 

12 Братья его пошли пасти скот отца своего в Сихем.

13 И сказал Израиль Иосифу: братья твои не пасут ли в Сихеме? пойди, я пошлю тебя к ним. Он отвечал ему: вот я.

14 И сказал ему: пойди, посмотри, здоровы ли братья твои и цел ли скот, и принеси мне ответ. И послал его из долины Хевронской; и он пришел в Сихем.

15 И нашел его некто блуждающим в поле, и спросил его тот человек, говоря: чего ты ищешь?

 

Толкователи обращают внимание на эту фигуру, встреченную Иосифом. Некто, кто задает Иосифу вопрос: «Чего ты ищешь?» В ближайшие дни этот вопрос не раз придет Иосифу на память.

 

16 Он сказал: я ищу братьев моих; скажи мне, где они пасут?

17 И сказал тот человек: они ушли отсюда, ибо я слышал, как они говорили: пойдем в Дофан. И пошел Иосиф за братьями своими и нашел их в Дофане.

18 И увидели они его издали, и прежде нежели он приблизился к ним, стали умышлять против него, чтобы убить его.

19 И сказали друг другу: вот, идет сновидец;

20 пойдем теперь, и убьем его, и бросим его в какой-нибудь ров, и скажем, что хищный зверь съел его; и увидим, что будет из его снов.

21 И услышал [сие] Рувим и избавил его от рук их, сказав: не убьем его.

22 И сказал им Рувим: не проливайте крови; бросьте его в ров, который в пустыне, а руки не налагайте на него. [Сие говорил он], чтобы избавить его от рук их и возвратить его к отцу его.

 

Рувим – первенец, он ведет себя более здраво, чем остальные, ощущая ответственность.

 

23 Когда Иосиф пришел к братьям своим, они сняли с Иосифа одежду его, одежду разноцветную, которая была на нем,

24 и взяли его и бросили его в ров; ров же тот был пуст; воды в нем не было.

 

Иосиф провел в этом рве некоторое время. О чем он думал?

 

25 И сели они есть хлеб, и, взглянув, увидели, вот, идет из Галаада караван Измаильтян, и верблюды их несут стираксу, бальзам и ладан: идут они отвезти это в Египет.

26 И сказал Иуда братьям своим: что пользы, если мы убьем брата нашего и скроем кровь его?

27 Пойдем, продадим его Измаильтянам, а руки наши да не будут на нем, ибо он брат наш, плоть наша. Братья его послушались

28 и, когда проходили купцы Мадиамские, вытащили Иосифа изо рва и продали Иосифа Измаильтянам за двадцать сребренников; а они отвели Иосифа в Египет.

 

Странно, Иосиф мог легко упросить караванщика вернуть его за выкуп отцу. Почему же он так не поступает?

По мысли И.Я. Грица, сидя в яме, Иосиф что-то понял о себе. Он близок к смерти (вспомните, как это повлияло на его отца!) Вероятно, он молится. Размышляет, можно ли что-то изменить в отношениях с братьями. Возможно, задает себе вопрос: чего я на самом деле ищу?

Если вернуться для выкупа к отцу, тому ничего не останется, как  проклясть братьев. Будет ли это воплощением Божьего благословения? И он решает ничего не говорить. Фактически, здесь Иосиф впервые думает не о себе, — а о братьях, об отце, о Божьей воле.

 

29 Рувим же пришел опять ко рву; и вот, нет Иосифа во рве. И разодрал он одежды свои,

30 и возвратился к братьям своим, и сказал: отрока нет, а я, куда я денусь?

 

Оказывается, у Иосифа был брат, который если и не сильно любил его, то заботился о нем, и теперь скорбит. Рувиму кажется, что его попытка избавить Иосифа была напрасной – но именно она спасла ему жизнь. Часто и нам кажется, что наши усилия напрасны, — но в реальности ни одно доброе усилие не пропадает даром.  

К счастью для Рувима, заботу об отроке принял на себя Сам Бог, хотя это будет очевидно далеко не сразу.

 

31 И взяли одежду Иосифа, и закололи козла, и вымарали одежду кровью;

32 и послали разноцветную одежду, и доставили к отцу своему, и сказали: мы это нашли; посмотри, сына ли твоего эта одежда, или нет.

33 Он узнал ее и сказал: [это] одежда сына моего; хищный зверь съел его; верно, растерзан Иосиф.

34 И разодрал Иаков одежды свои, и возложил вретище на чресла свои, и оплакивал сына своего многие дни.

35 И собрались все сыновья его и все дочери его, чтобы утешить его; но он не хотел утешиться и сказал: с печалью сойду к сыну моему в преисподнюю. Так оплакивал его отец его.

 

Даже такой великий человек, как Иаков, столько переживший, не может совладать со своими чувствами и отказывается утешиться.

Конечно, мы могли бы спросить: почему Бог не открыл ему о судьбе Иосифа. Но на некоторые вопросы, боюсь, не получить ответа. Думаю только, все это время Иаков молился.

И так бывает и сейчас, и не только с без вести пропавшими близкими. Я знаю общину, которая распалась, казалось бы, умерла – а через несколько лет соединилась вновь. Я видел друзей, которые прекращали общаться, — а потом Бог восстанавлиал их отношения. Я был свидетелем возрождения нескольких браков — а они казались обреченными. Я слышал о людях, терявших веру, и вновь находивших ее. У Бога ничего не теряется. Тем более – после Воскресения. Надо только не терять надежды.

 

36 Мадианитяне же продали его в Египте Потифару, царедворцу фараонову, начальнику телохранителей.

7 thoughts on “011 Иосиф: продажа в рабство Бытие 37:1-37:36

  1. А как вы научились не хвалиться, и, что используете вместо простого хвастовства и дразнилок, когда у вас амбиции? Имеете ли амбиции? Иосиф очень юный человек. Без жизненного опыта трудно поступать мудро. Обычная средняя школа, по сути, во всей красе.

  2. В Быт. 37: 25-28 написано:

    25 И сели они есть хлеб, и, взглянув, увидели, вот, идет из Галаада караван Измаильтян, и верблюды их несут стираксу, бальзам и ладан: идут они отвезти это в Египет.

    26 И сказал Иуда братьям своим: что пользы, если мы убьем брата нашего и скроем кровь его?

    27 Пойдем, продадим его Измаильтянам, а руки наши да не будут на нем, ибо он брат наш, плоть наша. Братья его послушались

    28 и, когда проходили купцы Мадиамские, вытащили Иосифа изо рва и продали Иосифа Измаильтянам за двадцать сребренников; а они отвели Иосифа в Египет.

    Так Измаильтянам или Мадиамиитянам был продан Иосиф, ведь это разные народности?

    1. Алексей,

      иудейские комментаторы тоже обратили внимание на это, и считают, что продали одним, а потом те перепродали другим http://www.machanaim-2.org/machanaim/tanach/_nleybov/s254-272.htm

      Но мне кажется, что честнее ответить: не знаю, как было в точности, очевидно, что продали кочевникам, которые состояли в близком родстве (потомки Авраама либо от Агари, либо от Хеттуры).

  3. «Вам не случалось рассказывать о людях нехорошее, просто не держать язык за зубами?» безусловно это присутствует, иногда даже оправдывать приходиться как благое намерение или как вполне естественное. Мне не понятно, почему Иаков не вмешивается в воспитание Иосифа, а даже явно поощряет его, понимая что еще больше противпоставляет его братьям? Разве это любовь?
    У меня тоже сложилось впечатление что Иосиф ищет себе приключений, конфликтов с братьями. Зачем, зная о их слабостях, нужно их еще больше злить и настраивать против себя
    «18 И увидели они его издали, и прежде нежели он приблизился к ним, стали умышлять против него, чтобы убить его» Как просто решаются проблемы- не нравиться человек давай убьем, мешает давай убьем нет проблем. Кто рассказывал им о Заветах с Ноем, Аврамом? Почему с таким благочестивым отцом дети ничего не знают о Боге, а ведь им уже далеко не 10 лет?
    «Иосиф провел в этом рве некоторое время. О чем он думал?» Он был уверен что отец защитит его от братьев какие бы гадости он им не творил, но это дома. А здесь , кто то защитил его от верной смерти, не один только Рувим, а кто то более сильный.
    Спасибо Владимир мне очень понравилась эта мысль «Часто и нам кажется, что наши усилия напрасны, — но в реальности ни одно доброе усилие не пропадает даром»

Добавить комментарий