В.С. Стрелов. Псалмы как пророчества о Мессии

В.С. Стрелов. Псалмы как пророчества о Мессии

 

Рекомендуется просмотреть все ссылки, приведенные в тексте.

 

Как сегодняшний верующий читатель, незнакомый с древней экзегезой, воспринимает Псалмы?

 

Вероятно, как книгу просьб, благодарностей и хвалений, покаяния, назидательных размышлений, — как «молитвенник древних верующих». Псалтирь – это как бы ответ человека на Божественное Откровение. Псалмы можно актуализировать, применить к себе. Для этого мы отождествляемся с автором, проводя параллели с его ситуацией, находя созвучие в его словах с тем, что переживаем мы, — и мы также надеемся на Божий ответ. Один праведник говорил: «Суть чтения псалмов в том, чтобы сказать все псалмы о себе, и найти себя в каждом псалме». Есть даже рекомендации, в какой ситуации какой псалом подойдет лучше всего! Собственно, психологическое прочтение 34 Псалма, данное нами ранее, отвечает этому типу чтения. Читая псалмы как наши личные прошения, молитвы хвалы, мы учимся образу молитвы, который когда-то определял жизнь Церкви. Не потому ли сегодня многие переживают кризис в своей вере, что отошли от этого библейского образа молитвы?

 

Но в традиции (как иудейской, так и христианской) Псалмы – это нечто большее, чем просто сборник молитв.

Псалмы — это слова, сказанные под воздействием Духа Святого, и зачастую они содержат больше, чем было в намерении говорящего. Т.е. псалмы включают пророческую речь (некоторые даже считали, что это вовсе не молитвы, а пророчества, данные в такой своеобразной литературной форме, чтобы люди чаще их слышали, размышляли и лучше запомнили![1]) Сложно в это поверить? Но в тексте Ветхого Завета мы и раньше сталкивались с подобным: такова песнь Моисея, повествующая о дальнейшей судьбе Израиля (Втор. 31:19, 32 гл.), такова молитва Анны, провозвестившая установление царства (1 Цар.2:1-10), такова молитва Аввакума, говорящая о вмешательстве Бога в историю (Авв. 3 гл.). К слову сказать, и музыка в древности служила для того, чтобы пробудить пророческий дар (ср. 4 Цар.3:15).

В Псалмах мы найдем и рассказы о сотворении мира (с точки зрения верующего, это пророческие видения), и картины плена, покаяния и возвращения (вложенные в уста современников расцвета монархии), и пророчества об обращении к Богу всех народов и об установлении царства Мессии.

Иудейские и христианские толкователи древности были убеждены, что Псалмы – книга не менее пророческая, чем Исайя, а Давид как пророк – это второй Моисей (неслучайно в иудейской традиции Псалмы делятся на пять книг, по числу книг Закона). В свитках Кумрана говорится, что «Давид, сын Иессея, был мудр, и его свет был подобен солнечному. Он был учен и рассудителен, и совершен в путях своих перед Богом и людьми. И Бог дал ему просвещенный и рассудительный дух. И он писал псалмы, и песни для ежедневных всесожжений, и для Субботних жертв, и для праздников, и для чтения над одержимыми – всего четыре тысячи пятьдесят. Все это он говорил духом пророческим, данным ему от Всевышнего»[2].

Соответственно, в иудейской, а позднее в христианской традиции мы находим многочисленные свидетельства того, как Псалмы понимаются пророчески.

 

Нас как христиан должны бы больше всего интересовать псалмы, указующие на Христа. Нет, вовсе не для полемики с иудеями. Просто Иисус – цель Закона (Рим. 10:4), и, читая о Нем и глядя на Него, мы сами можем преобразиться, чтобы стать подобными Ему. Если же мы читаем Ветхий Завет и не видим Иисуса, то мы – слепцы, на глаза которых накинуто покрывало неведения (ср. 2 Кор. 3:14-18). Да и сама книга Псалмов построена так, что первый псалом говорит о Законе, а второй – о Мессии.

 

Согласно древним и средневековым иудейским толкованиям, указание на Мессию можно видеть в следующих случаях[3]:

  • говорится о царе, помазаннике (Пс. 20, 44, 71 и др.),
  • говорится о страданиях народа, вражде язычников, суде над ними и их обращении – все это сопутствует приходу Мессии (Пс. 2, 109, 101 и др.),
  • говорится о торжестве Мессии и о возможном Его отвержении (Пс. 117),
  • текст Псалма можно понимать как прямую речь Мессии.

 

Читая мидраши, средневековые толкования, можно найти много упоминаний о Мессии, и часто это очень соответствует христианскому восприятию.

Однако не все так просто. Существует группа иудеев, которые отказываются видеть в Псалмах Мессию. Они не верят в личного Мессию, заменяя его «Мессианским процессом» в самом Израиле[4]. Также, после возникновения христианства иудаизм попытался отмежеваться от трактовок, которые могли бы указывать на Иисуса как на Мессию. Мы видим это в толкованиях, в частности, Радака, толкователя блестящего во всех остальных отношениях, но явно полемизирующего с христианством. Отчасти это повлияло и на масоретов, расставлявших огласовки к тексту Танаха – в ряде случаев наблюдаются расхождения между их пониманием и переводом LXX.

Именно поэтому мы хотели бы предложить к рассмотрению 39 Псалом, переведенный П.А. Юнгеровым с LXX (больше соответствует церковнославянскому, чем Синодальному переводу, особенно обратите внимание на 7 стих). Толкование Евфимия Зигабена[5] укажет еще один способ видеть Христа в Псалмах: если принять, что от лица молящегося говорит вся Церковь, то сами молитвы обращены ко Христу.

 

  1. Прочтите с молитвой Псалом 39 и толкование. Оцените, убедительно ли для вас для вас звучит такое мессианское понимание псалма. Попытайтесь определить, чьи комментарии вам наиболее близки, что именно вам запомнилось из подходов комментаторов?
  2. Ключевые мессианские тексты в христианской традиции включают, в частности, 1, 2, 15, 21, 23, 32, 44, 88, 106, 109, 111, 120, 131 Псалмы. Предлагаем вам самостоятельно проработать эти Псалмы, попробовать увидеть в них намек на Христа, объяснить, что именно могли увидеть отцы Церкви, и в каком стихе. Ответы вы найдете по конечной ссылке[i].

Псалом 39, перевод П.А. Юнгерова, пояснения отредактированы

 

  1. В конец. Псалом Давида.
  2. Терпеливо уповал я на Господа, и Он внял мне и услышал молитву мою,
  3. И извел меня из страшного рва и из тинистого болота, и поставил на ка­мень ноги мои, и направил стопы мои.
  4. И вложил в уста мои новую песнь, гимн Богу нашему: увидят многие, и убоятся, и будут уповать на Господа.
  5. Блажен муж, коему имя Господне служит упованием, и он не смотрит на суету и ложные волнения2.
  6. Много сотворил Ты, Господи Боже мой, чудес Своих, и никто не уподобит­ся Тебе в помышлениях Твоих; я возвещал и говорил, что они превышают меру.
  7. Жертвы и приношения Ты не восхотел3, уготовал же Мне тело4, всесожжений и (жертв) о грехе ты не потребовал.
  8. Тогда Я сказал: вот Я иду, (как) в свитке книжном написано о Мне5.
  9. Исполнить волю Твою, Боже мой6, Я восхотел, и закон Твой — во внутрен­ности Моей7.
  10. Я благовестил8 правду в собрании великом; вот, устам моим не возбраню9. Ты, Господи, знаешь.
  11. Правды Твоей я не скрывал в сердце моем, истину Твою и спасение Твое я возвещал, не скрывал милости Твоей и истины Твоей от великого собрания.
  12. Ты же, Господи, не удали щедрот Твоих от меня: милость Твоя и истина Твоя всегда да охраняют меня.
  13. Ибо окружили меня беды, коим нет числа, постигли меня беззакония мои10, так что я не мог смотреть, умножились более волос на голове моей, и сердце мое оставило меня.
  14. Благоволи, Господи, избавить меня! Господи, поспеши помочь мне.
  15. Да постыдятся и посрамятся все ищущие погибели души моей, да воз­вратятся вспять и устыдятся желающие мне зла.
  16. Да понесут на себе внезапно посрамление свое говорящие мне: «Хоро­шо, хорошо!»
  17. Да возрадуются и возвеселятся о Тебе все ищущие Тебя, Господи, и любя­щие спасение Твое непрестанно пусть говорят: да возвеличится Господь!
  • А я нищ и убог, (но) Господь попечется о мне. Ты — помощник мой и за­щитник Мой. Боже мой, не замедли!

 

2 Слав, неистовления — по-греч. μανίας — букв, бешенство, страсть и т. п.; вероятно, ра­зумеются волнения из-за житейского «попечения», ложные заботы (Афан. Вел.)

 

3 Радак совершенно правильно говорит, что жертвы не нужны тому, кто не грешит, и что первоначально Бог требовал не жертв, а послушания (ср. Иер. 7:22-26). Однако он прилагает это стих к Давиду, а не к Мессии-Христу.

 

9 И впредь сие делать.

 

 

 

10 В приложении к Иисусу Христу грехи и беззакония человеческого рода, принятые Им на Себя (ср. Пс. 21, 2).

 

 

 

 

 

 

4       В евр. уши. Уготовал тело (греч.) – в этом отцы видели намек на Воплощение, а простым верующим советовали посвящать свои члены на служение Богу (Рим. 12:1)

 

 

5 Свиток книжный (Иез. 2:9; 3:1). По изъяс­нению толкователей, разумеются все ветхозаветные пророчества и писания, содержащие про­рочества о Мессии — Иисусе Христе. В евр. свиток книги, написанный для меня – т.е. просто свиток Торы

 

 

 

 

6       Автор посл. к Евреям прилагает ко Христу и новозаветной Голгофской жертве пророчество 7—9 стт. (Евр. 10, 5-10).

 

 

 

7 «Волю Божию ис­полнить всем сердцем и всею душею Я восхотел». Так Иисус Христос исполнял заповеди Отца (Ин. 12, 49).

 

 

 

8 Греч, εΰαγγελισάμην — какое удивительное совпадение текста LXX с новозаветным исполнени­ем в Евангелии (Лк. 4, 18: εΰαγγελίσασθαι)!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Толкование Евфимия Зигабена на 39 Псалом

 

По словам божествен. Кирилла и Афанасия, этот псалом внушен Давиду Духом Святым от лица христианской церкви, которая чрез него благодарит Бога за дарование ей божественной благодати; в нем же она молится об освобождении ее от жестоких правителей и гонителей, которые воюют против нее. В надписи стоит: в конец, потому что написанное в нем относилось к концу; почему и сбылось все на самом деле *).

*) Слова ФеодоритаЯ думаю, что этот псалом написан образно по случаю событий с Давидом, а относится ко всему человеческому роду, получившему от Бога и Спасителя нашего надежды воскресения. К сей мысли ведет нас богоглаголивый Павел, упомянувший некоторые слова (сего псалма) в послании к Евреям.

 

Ст. 2. Терпя потерпех (ожидая я ожидал) Господа. Удвоение, каково ожидая ожидал —в еврейском языке обыкновенно; оно выражает усиление, как и в следующих словах: видя видел я злость против народа моего (Исх.3, 7), т.е., весьма видел, и «зная знай» (Быт.15, 13), т. е. знай в точности, и во многих других. Итак, ожидая ожидал—значит я, церковь, долго ожидала Христа на помощь. Так о нем и написано: и Он ожидание народов (Быт. 49,10), и божественные пророки предсказали о Нем.

И внят ми и услыша молитву мою. Христос, говорит, тщательно и милостиво смотрел на меня—церковь свою, как бедствовавшую от заблуждения касательно идолов, и потому-то услышал молитву, бывшую о мне; ибо пророки молились о церкви из язычников; так как, по словам Евсевия, сперва прилагает кто-либо внимание, потом выслушивает и защищает просителя.

  1. И возведе мя от рова страстей(бедствия) и от брения (грязной) тины. Древние сими именами изображали величайшие бедствия, т.е. именами грязи и тины; почему под рвом бедствия можно понимать пропасть заблуждения касательно идолов, по мнению Дидима, в которой страдала по душе церковь из язычников, а под грязною тиною, или болотистою и гнусною грязью, по словам того же писателя—возрождение страстных пожеланий, которое тлетворно и привязчиво к душе, которая впадает в оные.

И постави на камени нози, мои, и исправи стопы моя. Христос, говорит, у меня—церкви поставил непостоянные ноги на твердом камне веры и, показав мне путь спасения посредством евангельских заповедей, устранил всякое преткновение, и таким образом уровнял ход мой так, что я не хожу более криво, блуждая то там, то здесь *).

*) Слова Григория Нисского: Итак, умыв ноги и отринув всякую земную нечистоту, утверди ноги свои на камени, чтобы не колебались угодные Богу хождения твои. Храни на уровненном пути шествие неоскверненным, как поступил и Давид, когда очистившись от грязной тины, он поставил ноги свои на камени, где под камнем разумеет Господа, Который есть свет и истина, и нетление, и оправдание, коими духовный путь уравнивается. Кто не уклоняется от которого либо из них, тот хранит след свой чистым, ни с которой стороны грязью сладострастия неоскверняемым. И ФеодоритаНа семь то, говорит, камне Я созижду Церковь мою, и врата ада не одолеют ее. Также ДидимаИтак, взяв из рва бедствия, то есть злого идолопоклонства, и грязной тины, то есть, гнусного поведения, возвысил, говорит, и поставил меня на камени, то есть, на непоколебимом и твердом исповедании веры.

  1. И вложи во уста моя песнь нову, neснь Богу нашему.Христос, говорит, вложил в уста мои, то есть, церкви своей новые песни; а разумеет под сим новые песни, тропари и духовные славословия, которые составляют и поют христиане по случаю новых благодеяний Христа Спасителя в Господские Его праздники. A пение Богу нашему—есть изъяснение новой песни *).

*) Слова АфанасияНовою песнью называет евангельский закон. И ДидимаПесние есть соединенное с похвалою удивление при созерцании событий.

Узрят мнози и убоятся и уповают на Господа. Бывшие, говорит, прежде слепцами по душе, то есть, язычники, посредством церкви увидят свет Божия знания, или увидят знамения и чудеса, совершенный Господом Христом и святыми Его *) и при сем убоятся производящего такие чудеса—Христа, а за сим будут надеяться на Него, иначе—будут верить, ибо кто верит, тот и надеется. Или: многие будут уповать на Христа, потому что Он спасет верующих в Него. А под Господом разумеет Христа.

*) О таковых Бог сказал чрез Исаию: Поведу слепцов на путь, которого не знали, и поставлю их ходить по тем стезям, которых не видали (Ис.42, 16). Так и Христос сказал, что Господь послал меня отверсти глаза слепым (Ис.42, 7). И божествен. Кирилл говорит: Ибо всегда некоторым образом неуверовавшие оказываются подражателями уверовавшим и, стараясь последовать их жизни, прозирают в истину и идут к свету истины. Потом, что из того следует? принимают в ум Божественный страх и, основав свои надежды в Боге, от Него, и от Него одного, просят подаяния благ.

 

  1. Блажен муж емуже есть имя Господне упование его.Счастлив, говорит, тот, кто имеет упование на одно имя Господа, иначе на одного Господа, а не на что либо другое, как тот же Давид говорит и в другом псалме: Блажен муж, который уповает на Господа (Пс.33, 9). У каждого христианина упование и спасение есть имя Христово, как это показали на деле пред мучителями святые мученики, которые открыто исповедали, что имя Христа и христианства составляет для них славу и богатство и надежду: и оно то, по словам брата Божия Иакова, есть то доброе имя, которым мы названы (Иак. 2, 7).

И не призре в суеты и неистовления ложная. Тот христианин, говорит, который уповает на Христа, не взирает и не обращается на суетное, т. е. на те вещи, которые многим низким людям представляются благом. А ложные неистовства—суть волхвования; ибо волхвы, беснуясь от демона и выходя из себя, теряют смысл, и безрассудно устремляются во все стороны. Они и лгут в своих предсказаниях. А одним родом лжи, волшебством, Давид выразил загадочно все идолопоклонство, как частью целое*).

*) Некто говорит: Мудрое неистовствование есть умоисступление в рассуждении настоящей жизни, по которой и пророки для многих представлялись исступленными. В таковом, поставляя честь свою, Давид говорить: я сказал в исступлении моем, и—Павел: Если мы вышли из себя, то это для Бога. Но могут быть суеты и безумствования и ложные, таковы—житейские попечения (там же).

  1. Многа сотворил ecu Ты, Господи, Боже мой, чудеса Твоя.Поразившись чудным таинством воплощения Христова и, не находя соответствующих ему слов, великий Давид мог провозгласить только сии удивительные слова: Господи, Боже мой! Ты много произвел чудес. Такую ж необходимость встретил и Апостол Павел, почему и он в чрезмерном удивлении воскликнул: какая глубина богатства и премудрости и знания Божия! Как неизведаны суды Его и неисследимы пути Его (Рим.11, 33). А чудесами называет Давид не только чудеса, бывшие во времена Моисея и Иисуса Навина и Самуила, и бывшие до них при Аврааме и других патриархах, но еще гораздо больше, бывшие во время воплощения Владыки Христа, о которых, предвидя оные Духом Святым, с удивлением произнес, по словам святого Кирилла, вышесказанный слова.

И помышлением Твоим несть кто уподобится Тебе. Ровная расстановка слов сих такова: никто не уподобится Тебе в помышлениях Твоих; то есть, никто не может постигнуть мыслей Твоих, Господи, касательно промысла о мире и спасения его. Ибо вот какое удивительное и странное Ты измыслил дело, чтобы Тебе сделаться ради человека человеком!

Возвестих и глаголах: умножишася паче числа. Я, говорит, возвестил и проповедал о многих чудесах Твоих во многих псалмах. Но чудеса Твои еще умножились и оказались бесчисленными, не подлежат исчислению: потому что те, которые я теперь узнал, по свойству и великости своей необъятны. Или можно понимать иначе—что, будучи не в состоянии сказать что либо другое о чудесах Твоих, Господи, я возвестил и сказал об оных только то, что они превосходят число*).

*) Слова ФеодоритаПроизведенные Твоею силою чудеса, выше числа и всякого описания. Ибо нет человека, который бы мог сделать подобное Тебе. Твои произведения весьма велики и прекрасны; и что во все времена устроялось Твоею промыслительностью, то побеждает все человеческие похвалы, таково то, что в Египте, что в пустыни, при Моисее, при Иисусе, при Самуиле, и что до них, при Аврааме, Исааке и Иакове, царство Иосифа из рабства и, чтобы не исчислять порознь, (скажу одним словом) все прочее: но произведенное теперь чудеснее всего того; ибо Ты производишь спасение не одного человека, не одного народа, но всех (народов); и, уничтожив законное служение, как данное по снисхождению к иудеям, Ты даровал новую благодать, положившую в закон разумное служение.

 

  1. Жертвы, и приношения не восхотел ecu, тело же свершил ми ecu.Апостол Павел учит в послании к Евреям, что сии слова и следующие за ними произносятся к Отцу от лица Иисуса Христа. Сын и Бог говорит к Отцу по своем вочеловечении, что в последствии Ты отвергнул жертву и приношения по закону, но из девических кровей и от Духа Святаго Ты устроил тело, чтоб оно могло быть жертвою за спасение людей.

Всесожжений и о гресе не взыскал ecu. В книги Левитской и Второзаконии, читатель, увидишь ясно, что такое были всесожжения, и что такое жертва за грех, словом ты найдешь там и различие между жертвами и приношениями. А теперь здесь Христос говорит к Отцу, что с того времени, как Я воплотился и стал словесною и истинною жертвою, возносящею (на себе) грех мирa, Ты не восхотел никакой другой жертвы, какая приносилась по закону *).

*) Того же ФеодоритаКогда закон был в действии, то приносимы были Богу—всесожжения и жертвы. Все сие изгнав, означенное пророческое слово указало на словесную жертву. Потому-то я сказал, что сей псалом относится к Давиду только как к образу, потому что он, предвидя будущее, желал и сам жить по оному, а в собственном смысле (относится) к народам, удостоившимся спасения и свободным от заблуждения. Некоего безыменного: В еврейском написано: Ты совершил мне уши. Ибо в древности жертвы и возношения во всесожжение повелевалось приносить за грехи; а ныне предан новый способ спасения без означенных жертв и всесожжений. Ибо, получив требование повиновения и благоговения, я привел себя и, быв позван, я стою в готовности исполнить Твою волю. А это—Ты совершил мне уши,—Павел принял и сказал в отношении к телу, не по незнанию еврейского, но по употреблении его приспособительно к своей цели. И Дидима: вместо древней вводит бескровную и словесную жертву Господня тела и крови. Ибо Сам Христос совершил для церкви тело, то есть, Господне во время Тайной вечери, когда сказал „Приимите, ядите».

  1. Тогда рех: се npиuдy.Тогда—когда? Когда Ты не восхотел законных жертв. Ибо в то время сказал я: Отец! Пришел час, прославь Твоего Сына (Иоан:17,1). Ибо это: вот я иду—значит: как Ты видишь, вот Я готов *).

*) Слова ФеодоритаПервому Христу надлежало сказывать наше (слово) и в себе показать образец того, что должно быть производимо нами. Так первый Он пришел ко крещению, показывая нам благодать крещения; так умыл ноги ученикам, предложив первый пример смиренномудрия. Для той же цели и Иоанну сказал: оставь ныне. Ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Дидим это—вот я иду—относит к лицу церкви.

В главизне книжне (небольшой главе книги) писано есть о Мне. Евреи книгами называют (целые) писания, а (небольшими) главами, свитки (листов), как в сем месте: сын человеческий! съешь свиток этот (Иез.3,1); ибо тогда древние писали на сверточных, а не на четвероугольных листах, как пишем теперь. Итак, Христос говорит, что в главе книги написано о Мне. Под книгою разумеет— пророческую, то есть, что пророки прорекли о воплощении Моем. То же самое сказал Господь после иудеям: если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, ибо он написал о Мне (Ин.5, 46), и другое подобно тому *).

*) Некто безыменный говорит, что книга значит целое Пятикнижие Моисеево, а глава Пятикнижия—книгу Бытия, как начало его, в которой и написано касательно Исаака то, что относится ко Христу. А другие под небольшою главою разумеют начало Евангелия Иоанна, как повествующее о безначальном рождении Сына, или начало Евангелия Матфея, как излагающее о временном рождении Христа по плоти. А Ориген называет главою книги все законное Писание. Ибо все (Писание) главным своим предметом имеют предсказание о Христе.

  1. Еже сотворити волю Твою, Боже мой, восхотех.Как то, говорит, что относится к Моему вочеловечению, предузнано и предсказано пророками: то посему Я восхотел исполнить волю Твою, Отец мой. А воля Отца есть заклание Сына Его по плоти за спасение людей. Об этом и Сам Христос сказал после: ибо Я сошел с неба не для того, чтобы исполнить волю Свою, но волю Пославшего Меня (Иоан.6, 38).

И закон Твой посреде чрева моего. Выражение посреди чрева моего—заключает мысль — из среды чрева моего, т.е. сердца моего, что значит: всем сердцем, всею душею. А общим глаголом здесь должно подразумевать сказанный прежде— восхотел исполнить, чтобы была полная мысль следующая: Я восхотел исполнить закон Твой, т. е. данные Мне Тобою заповеди, как Он сам в последствии говорил: Он (т.е. Отец) Мне дал заповедь, что Мне сказать, и что говорить (Иоан.12, 49) *).

*) Это—посреде чрева моего — некто изъясняет так: Христос, имея волю Отца, сокрытою в Себе самом, открыл ее верным ученикам своим, которым открывал и тайны царства небесного. Доброе дело и нам очистить сколько возможно, свое чрево, и истончить оное, чтобы могли принять в себя внутрь (εν μεσω) закон Господа. А чрево души есть вместилище духовных снедей, то есть, разум.

  1. Благовестих правду в церкви велицей.Правдою здесь Давид называет евангелие, как оправдывающее верующих в оное и хранящих заповеди его, кто бы они ни были, и как данное всем народам, тогда как закон Моисеев дан был одним только иудеям. Оно (евангелие) праведно, потому что призывает ко спасению не того, иди другого, но равно всех людей. А великим собранием называет многолюдные синагоги иудейские, среди которых Господь проповедовал открыто *).

*) Некто под великою церковью разумеет церковь из язычников, как многолюднейшую иудейской и как принявшую большие таинств. А Исихий говорит, что называет (Давид) церковь великою не только потому, что она имеет многолюдный состав, но еще гораздо более потому, что она могла принять всякие и прекрасные- богословские— истины, а за уста церкви под измененным (не собств.) наименованием могут быть приняты преславные апостолы и бывшие после них учители, коим остальное тело церкви не только не воспрещает благовествовать Христа, но еще дает поощрения, доставляет им соответственное в этом содействие.

Се устнам моим не возбраню (сие); Господи, Ты разумел сие. Как Ты видишь, говорит, Отец мой, не буду препятствовать устам моим проповедовать людям спасительные слова: и Ты это знаешь, что не попрепятствую в этом; поелику Ты знаешь меня, как своего естественного Сына, как и Я знаю Тебя—моего естественного Отца *).

*) Изъяснение другого, кажется, Оригена: Христос призывает доселе посредством святых евангелистов, и бывающих по временам учителей, которых поэтому можно назвать устами Христа, как и Павел говорит: ищете доказательства на то, Христос ли мною говорит? А это—ты разумел—поставлено вместо—Ты усвоил мне свою правду посредством веры, то есть, как принявши ее охотно.

  1. Правду Твою не скрых в сердце моем.Давид и сии слова говорит о евангелии, называя его правдою, как это изъяснил я выше. Знаешь, говорит, Отец, что я не молчал о евангельском учении, но открыл оное всем.

Истину Твою и спасение Твое рех. И здесь тоже евангелие называет истиною и спасением; так как оно не только исполнено правдою, но и истиною: Я, говорит, истину говорю вам (Иоан.16, 7), и не только сим (исполнено), но и спасением, обещая доставить спасение всем верующим.

Не скрых милость Твою и истину Твою от сонма многа. И сии слова говорит Владыка Христос о евангелии: оно называется милостию по тому милосердию, которое чрез него оказал нам Бог, не попустивший, чтобы создание Его было мучимо диаволом, а посему и не пожалевши для спасения его самого Сына своего Единородного, но предавши Его на смерть. Таким образом Давид называет евангелие различными именами соответственно различным дарованиям оного.

 

  1. Ты же, Господи, не удали щедрот Твоих от мене.Сии слова и последующие за ними произносятся от лица всего христианского собрания, которое выражает в них свое прошение о том, чтобы в последствии не было лишено Богом благодати святого крещения, так как его постигают бедствия и многие искушения со стороны людей и злых духов *).

*) Некто говорит, что сии слова сказываются от лица иудеев, оставшихся в неверии; они просят Бога, чтобы не удалил щедрот своих от них, чем означается призывание их в последние времена. Слова ФеодоритаЦерковь Божия, хотя и получила спасение, опять имеет нужду в Его промысле, по причине многоразличных восстаний со стороны людей и демонов, о каковых упоминается в следующих (словах). Тоже почти говорит и ЕвсевийЦерковь Божия, подвергаемая треволнениям со стороны нечестивых, не высоко о себе мечтает, как находящаяся в борьбе, но приписывает случающееся с нею своим грехам и преступлениям. (ибо и она имеет живущих в нерадении, любящих жизнь рассеянную и охотно работающих сладострастию), и просит у Спасителя милостивой помощи.

Милость Твоя и истина Твоя выну да заступит мя. О если бы, говорит, милость Твоя и истина Твоя, Господи, то есть, истинные Твои обетования помогли мне! Ибо Ты дал обещание: вот Я с вами во вся дни (Матф.28, 20). Некоторые списки содержат: заступали меня, в каковых словах мысль та, что милость и истина Твоя доселе помогали мне; но лучше это слово выражается желательно, да заступают меня *).

*) Другой говорит: Милость Божия и истина бывают для нас заступлением, поскольку, взирая на милость, не отчаиваемся, а—на истину суда, что он будет судить пути каждого, укрепляемся не грешить. Часто и Спаситель называется милостию и истиною Божиею, первою потому, что мы чрез Него помилованы, а второю, поелику это Он.

 

  1. Яко одержаша мя злая, имже несть числа.Я вижу, говорит, что меня окружили столь многие злоухищрения и бедствия, что им нет числа. Посему имею нужду в Твоей помощи, Господи!

Постигоша мя беззакония моя, и не возмогох зрети. Замечай, христианин, что праведные люди, находящееся в церкви, по великому смиренномудрии своему все бедствия и искушения, случающиеся с ними, приписывают грехам своим. Так согласно с сим говорили и три отроки, когда находились в пещи: согрешили, беззаконовали мы,—не смотря на то, что они это терпели за Бога. Далее Давид говорит, что грехи его, то есть, происходящие из грехов искушения, столько помрачают очи душевные, что они не могут видеть и различать, что полезно: однако тьму сии рассеевает свет утешения от Бога *).

*) Некто говорит: Грех, как мгла и облако темное, лежит на очах разума. И не только это, но и воспоминание прежних преступлений часто помрачает наш разум.

Умножишася паче влас главы моея. Хотя слова сии исходят из смиренномудрия церкви христианской, но не прилично разуметь, что они основаны на действительности. Поелику в церкви, как изъясняет Феодорит, между добродетельными и праведными есть многие грешники и нерадивые по жизни: то посему праведники усвояют себе грехи их, и почитают оные за свои собственные по общению и одной любви и вере с ними *).

*) Некто из толковников: Мы не должны почитать это сказанным преувеличенно; ибо во многом согрешаем и по незнанию. При том и одно действие разделяется на многие грехи; почему убиение Авеля вменилось Каину в семь грехов, а Ламеху—в семьдесят раз по седми. Посему грехи наши на испытании от Судии точь в точь могут превзойти число волос на голове. Кирилл: Это слово предвозвещает многоразличное и всякого рода скопление неприятностей, которые испытала на самом деле Христова церковь. Ориген наши (душев.) бедствия умножаются нечувствительно, а когда их стало много, мы, лишаясь здорового рассуждения, бываем оставлены сердцем (в изд. Своде).

И сердце мое остави мя. По-видимому я, говорит,-—церковь Твоя, Господи, потеряла и самое сердце свое; поелику, изнемогши от искушений, не имею силы дерзновения на что либо: ибо сердце бывает дерзновенно и дает человеку смелость.

 

  1. Благоволи, Господи, избавити мя; Господи во еже помощи ми вонми.От вышесказанных бедствий благоволи, говорит, Господи, избавить меня и обрати тщательное внимание на помощь мне*).

*) Внемли, говорит, мне, не просто, но, чтобы помочь мне. Ибо если с другою целью праведный Господь посмотрит на человека грешного, он тотчас, наказываясь Его воззрением, погибает—(слова Никиты).

  1. Да постыдятся и посрамятся вкупе ищущие душу мою изъяти ю.Пусть, говорит, подвергнутся стыду и сраму—вместе и тому и другому, стыду, потерпев поражение от моего терпения, то есть, Твоей церкви, Господи, а сраму, видя в нас—христианах непобедимую силу и помощь Твою. Кто? Те, говорит, правители, которые ищут, как бы взять душу у тел наших посредством казни всякого рода. Или—вместе—означает все таковые да постыдятся вместе.

Да возвратятся вспять, и постыдятся хотящии ми злая. Пусть, говорит, возвратятся без действия и успеха, не победив моего мужества все недоброжелатели мои как люди, так и демоны, и пусть стыдятся безуспешности своей. А составляя разнообразные проклятия врагам, церковь выражает оными скорбь и болезнь свою.

  1. Да приимут абие студ свой глаголющии ми: благоже, благоже.О восклицании «благоже, благоже» мы сказали в другом месте, что оно выражает посмеяние, о чем смотри 34-го псалма 21-й ст., где сказано, хорошо, хорошо, видели глаза наши *).

*) Слова ОригенаХочет, чтобы все были безгрешны, а в противном случае постыдились в злых своих делах, говорящие гордо: хорошо, хорошо! А Акила поставил еврейское восклицание говорящее—аа, aa! оно есть выражение скорби недавно побежденных.

  1. Да возрадуются и возвеселятся о Тебе, вcu ищущии Тебе, Господи.Это—да возрадуются—можешь, читатель, принимать, если угодно в значении одном и том же, а если не угодно, то различие в них найдешь во 2-м стихе 9-го псалма, то есть в словах: возвеселюсь и возрадуюсь о Тебе, где сказано, что радость есть высшая степень веселия. Сказал—о Тебе вместо—о вере в Тебя (да возвеселятся ищущие Тебя, Господи).

И да рекут выну: да возвеличится Господь, любящии спасение Твое. Те, говорит, которые любят спасение от Тебя, пусть величают Тебя, Господи, всегда. Или спасением называет вочеловечение Христово, как сделавшееся спасительным для погибавших людей. Итак, сии то, говорит, удостоившиеся получить Твою помощь, пусть скажут: да возвеличится Господь, то есть, да будет Господь велик пред глазами

 

  1. Аз же нищ есм и убог.Это сказывается от лица каждого христианина: каждый христианин нищ, потому что оставил все имения свои ради Христа, беден, потому что трудится и снискивает нужное ко спасению его; сверх того он нищ и потому, что лишен имения своего, а беден, поелику бедствует, то есть трудится и болезнует в заповедях Христовых и добродетелях *).

*) Слова Великого ВасилияНищ тот, кто из богатства дошел до недостатка, как оказано о Господе, что Он, будучи богат, стал нищим для нас; а беден, кто был в недостатках и прежде и при таком обстоятельстве управлялся благоугодно Господу. Давид признает себя нищим и бедным, быть может говоря сие от лица Христа, как называющегося нищим, согласно с сими словами: будучи богат обнищал для нас, а—нищим, поскольку Он был, как думали, сын не богатого отца, по плоти, но плотника. Впрочем, быть может и о себе (говорит) потому что, по примеру Иова, он умел не собирать себе и не пристращаться к своему богатству, но распоряжаться во всем, по воле Божией. КириллДревний Израиль называет себя нищим, и бедным и просит, чтобы не замедлило предсказанное о нем спасение. ЕвсевияНищим называет по причине потери своего богатства, а бедным—по снисканию продовольствия с трудом. Смотри и замеч. на слова: Я нищ и болезнен, в 68-м псалме.

Господь попечется о мне. Господь, говорить, попечется о мне, потому что я прибегал к Нему одному, Он и не презрит уповающего на Него.

Помощниче мой и защититель мой ecu Ты, Боже мой, не закосни. Ты, говорит, Боже мой, не замедли своею помощью мне. Впрочем я, согласно с Феодоритом, полагаю в сих словах и другую более глубокую мысль: прилагая вышесказанные слова—я нищ и беден—к пророку Давиду, думаю, что сей блаженный, предвидя имевшее излиться на христиан богатство духовных дарований, пожелал и сам иметь оное, но поелику он жил задолго до дней и времен христиан и не мог достигнуть желаемого, то посему, скорбя и оплакивая сие лишение свое, он сказал: я нищ и беден, как не получивший сего духовного богатства; впрочем Бог попечется о мне, чтоб и я мог участвовать в этом духовном богатстве и славе, которую имели получить после христиане. Где ж участвовать? В царствии небесном; а что это истина, о том свидетельствует Господь так: Многие пророки и праведники желали увидать, что вы видите, и не видели, и слышать, что слышите, и не слышали (Матф.13, 17). О таковом—то желании своем просит Давид Сына Божия не замедлить прийти и сделаться человеком.

 

 

 

 

[1] См. подр. “Four Approaches to the Book of Psalms. From Saadiah Gaon to Abraham Ibn Ezra” by Uriel Simon

[2] Цит.с сокращением по: The Oxford Handbook on the Psalms, p.271

[3] См. подр. Р.Сантала «Мессия в Ветхом Завете в свете раввинистических писаний»

[4] См. подр. А. Дударев. Религиозный сионизм как духовное движение.ч.3. Сионизм и мессинизм

[5] Евфимий Зигабен (вернее Зигаден, Ζυγάδινους от Ζυγάδος — родины Евфимия). Сведения о его жизни весьма скудны. Год рождения и смерти неизвестен. Сам он называл себя монахом одного константинопольского монастыря в честь Пресвятой Девы, лежавшего на берегу моря. Он пользовался у современников славой учителя веры. Анна Комнина называет его превосходным грамматиком, весьма искусным ритором, отличным знатоком церковных догматов. Умер Евфимий после 1118 г. Зигабен был самым видным и замечательным ученым своего времени. Главным его трудом было истолкование Библии и по преимуществу книг Нового Завета. Его толкования на четырех евангелистов не потеряли своей цены и до настоящего времени. Его объяснения кратки и сжаты; попытки примирить разногласия между евангелистами часто очень удачны; он пользуется прежними толкованиями, но не ограничивается этим, а дает и много нового; толкования отличаются строго православным характером. Из комментариев Евф. на Ветхий Завет сохранился лишь комментарий на Псалтирь. Этот труд Евфимия отличается богатством сведений, почерпнутых из наилучших источников, но самостоятельности в нем нет, нет и критической осторожности. Второй крупный труд Евфимия «Догматическое всеоружие православной веры».

[i] Многие из псалмов подчеркивают преемственность между страданиями Давида и Христа (Пс. 21). Блаженный человек многих псалмов (например, 1:1) – это Христос. Он – потомок Давида (88:27-28, 131:11 и др.), Он владычествует над стихиями (106:25-30), он не погибнет, и душа Его не останется во аде (15:10, 111:6-9, 120), перед ним открываются врата небес (Пс. 23:7-8). Они также использовали псалмы для доказательства божественности/богосыновства Христа (2:7, 44:7-8, 109:3) и троичности (32:6).

 

Добавить комментарий