Как читать книги

(Очень краткий конспект книги гл.ред. Encyclopedia Britannica А.Адлера). 

Подготовил В.С. Стрелов. Рекомендую, безусловно, по возможности прочесть книгу полностью.

 

Подумайте, ради чего вы читаете книги?

Вы можете читать книгу:

  • чтобы убить время,
  • для получения информации (только не думайте, что вы сможете кого-то обмануть количеством информации, понимания она не заменит),
  • получить удовольствие,
  • углубить свое понимание мира, задуматься о жизни.

Задача этого конспекта – подготовить вас к серьезному чтению. Читая ради информации, мы ищем факты. Читая ради понимания, мы ищем смысл. Читать великую книгу только ради фактов – это все равно что выкапывать червей авторучкой.

Дурак набитый, уйму разных книг

Он проглотил, но ни в одну не вник. (Поуп)

Серьезное чтение требует обдумывания, осмысления. Оно не должно быть быстрым.

Несколько лет назад были популярны техники быстрого чтения. Сегодня, напротив, вспоминают о медленном чтении. Д.С. Лихачев вспоминает, что на семинаре ак. Щербы одну строфу из Пушкина они читали полгода (!)

«Получая любовное послание, влюбленные читают между строк и на полях, изучают малейшие детали и текст в целом, тонко чувствуют контекст и двусмысленности, намеки и скрытый смысл. Они улавливают цвет слов, запах фраз и вес предложений. Иногда они даже обращают внимание на пунктуацию. И еще – они перечитывают такое письмо постоянно, как в первый раз» (М. Адлер).

А как вы обычно читаете книги?

Многие думают, что чтение, в отличие от дискуссии, пассивно. Напротив, утверждает Адлер, чтение – это активный процесс. Представьте, что вы стоите на воротах, и в вас летит мяч. Пассивны ли вы? Можно уподобить текст мячу, который нужно правильно принять. Искусство понимания книги, также как и футбол, имеет свои правила и является навыком, над которым нужно трудиться. Признак того, что вы читаете глубоко и эффективно – это усталость. Настоящее чтение – это тяжелая и медленная работа.

Способ чтения научных книг

Нужно научиться читать книги двумя способами: структурным и интерпретационным. Сначала можно делать это последовательно, но впоследствии это происходит параллельно.

  1. Структурный. Сначала вы пытаетесь составить о книге общее впечатление: понять, что за книга перед вами, как она устроена (разглядеть ее скелет), каким проблемам посвящена. Здесь помогает оглавление и предисловие – всегда внимательно их прочитывайте! Если у книги нет внятного оглавления, стоит самостоятельно прописать ее структуру.
  1. Интерпретационный. Затем уже вы углубляетесь в содержание, замечаете ключевые термины, идеи, пытаетесь проследить аргументацию. Здесь помогает своя система записей и предметный указатель в конце книги, чтобы проверить, все ли усвоено.

 

Тип чтения Правила
1. Структурный, аналитический (книга имеет сложную структуру, она упорядочена и целостна) – от целого к частному.

 

 

1. знать, какого рода книгу читаете (теоретическая что-то раскрывает, практическая пытается в чем-то убедить), понять ее основной предмет (история, наука или философия), какова проблема книги.

2. осознать, в чем основной смысл книги

3. на какие смысловые или структурные части она делится

4 какие основные проблемы автор стремится решить

2. Интерпретационный, синтетический (книга как объект с т.зр. изучения лингвистических элементов) – от частного к целому.

 

 

Обнаруживать

1) термины, понять, каково их значение

2) Ключевые предложения –утверждения

3) Логику – систему аргументов: предпосылки и выводы.

Понять, какие задачи автор решил, а с какими не справился.

Недоумевать следует в процессе чтения, а не по его окончании.

Cистема записей – это не просто конспект-повторение, а и свои мысли по поводу прочитанного, система аргументов, схемы и диаграммы, противоречия в тексте.

Препятствия чтению

  1. Нетерпеливость
  2. Отсутствие внимания (пробегая текст глазами, думать о чем-то еще), привычка читать все, даже великие книги «по диагонали»
  3. Привычка бросать книгу, не дочитав, пропуски при чтении
  4. Чтение «запоем»
  5. Лень мышления и воображения (например, пропустить аргументацию в научной книге или описание в художественной)
  6. Чтение без проработки (проработка предполагает не соглашательство, а противопоставление антитезисов, спор с автором)

Как понять, что вы справились с чтением?

А. Попытаться пересказать содержание.

Б. Пересказать ключевые утверждения своими собственными словами.

В. Попытаться проиллюстрировать тезисы автора своими примерами.

Ограниченное и расширенное чтение

Ограниченное чтение – хорошо прочесть книгу. Расширенное – увидеть ее связь с другими книгами, в контексте других книг, связанных с ней по смыслу, а также прочесть книгу в контексте опыта. Следует иметь ввиду, что авторы могут использовать разную терминологию, говоря об одних и тех же реалиях, эти параллели важно научиться видеть.

Читать книги в их взаимосвязи и в хронологической последовательности – основное правило расширенного чтения. Также хорошо обсуждать книгу с другими.

Особенности чтения исторических, научных и философских текстов

Для истории важно следить не только за фактами, стилем их преподнесения, но и понимать концепцию, которой придерживается автор, понимать, в каких условиях формировался его подход. Хорошо читать книги на одну тему, написанные с разных позиций (например, с т.зр. марксизма или этногенеза).

Для научных книг важны факты, ясность. Что-то придется принять на веру – и добросовестный ученый такие моменты проговаривает. Если же ясности недостаточно, надо хотя бы представлять, как проводятся опыты, а еще лучше повторить их.

При чтении философских книг не надо смущаться ошибками в научных представлениях автора, они не снижают ценности книг. Важнее термины, принципы философа, перекличка его идей с другими. Задача здесь – не разделить чужое мнение, а составить собственное суждение.

Критика

М. Адлер: «Я встречал немало «читателей», которые начинали с третьего способа, иногда вообще игнорируя первый и второй. Они брали в руки книгу и вскоре уже уверенно рассказывали, что в ней не так. Их просто распирало от ощущения собственной значимости, а потому книга в их арсенале становилась всего лишь предлогом для самолюбования. Едва ли таких людей можно назвать читателями. Скорее их правильнее будет причислить к тем, кто считает разговор поводом для самоутверждения и монолога. С этими людьми нет смысла разговаривать, слушать их обычно тоже не стоит».

 

3. Критический (как предмет с т.зр. диалога автора с читателем). Читатель оценивает позицию автора и решает, согласен ли он с его точкой зрения. Только после первых двух. Вы должны с полной уверенностью сказать: «Я понимаю», перед тем как произнести: «Согласен», «Не согласен» или «Я составлю мнение позже».

«Я понял, но не согласен» означает:

1) «Автору не хватает информации»; 2) «У автора неверная информация»; 3) «Автор нелогичен, его аргументация неубедительна»; 4) «Анализ автора неполон».

 

Хорошо после чтения книги прочесть мнения других о книге, сравнить со своим впечатлением.

Как оценивать художественный текст

Главное различие между научной и художественной литературой состоит в том, что первая обучает и сообщает, а вторая — создает настроение, воспроизводя то, что невозможно сообщить.

Познакомьтесь с персонажами, войдите в воображаемый мир, поживите их жизнью – ездите по их дорогам, наслаждайтесь их едой, дышите их воздухом. Здесь задача – не понять интеллектуально тезисы, а почувствовать, представить, начать сопереживать (требуется серьезная работа воображения). Настоящее переживание художественной книги требует перечитывания. И, чтобы оценить художественное произведение, надо воспитывать вкус на достойных образцах.

  1. Насколько это произведение целостно?
  2. Насколько сложна структура частей и элементов, составляющих целое? Насколько динамичен сюжет, хочется ли вам непременно дочитать книгу, не отрываясь? 3. Правдоподобна ли эта история, то есть обладает ли она художественной реалистичностью?
  3. Поднимает ли вас эта книга от привычного состояния поверхностного созерцания мира к ощущению ясного бодрствования, вызывая эмоции и пробуждая воображение?
  4. Создается ли в книге новый мир, который вас притягивает и в котором, как вам кажется, вы видите жизнь во всей ее полноте?

Как оценивать дайджест:

О чем этот текст в целом?

Как именно это сообщается, все ли логично?

Правда ли это, согласны ли вы с этим?

Что из этого следует?

Заповеди чтения (С. Поварнин).

Общие:

  1. Не читай все книги на один лад. Способ чтения должен соответствовать цели чтения.
  2. При чтении для образования: Помни, что чтение – одна из самых важных, нужных, серьезных работ, не «между прочим», не «ничегонеделание».
  3. Хотя одну из читаемых тобою книг читай с проработкой. Не жалей на это чтение ни времени, ни сил: оплатится с лихвой.
  4. Вкладывай все силы в чтение.
  5. Неослабно борись с ленью мышления и воображения: это злейшие враги.
  6. Добивайся, чтобы каждое место книги было совершенно и отчетливо понято.
  7. Не пропускай ничего без очень серьезных причин.
  8. Не бросай книги недочитанной без самых серьезных причин.
  9. Не зови других на помощь без самой крайней необходимости, напрягай все силы, чтобы обойтись без чужой помощи. Самодеятельность – прежде всего.
  10. Где надо – заставляй воображение работать «вовсю».
  11. Хочешь хорошо читать с проработкой – читай с пером в руке; делай конспект, заметки, выписки.
  12. Научись пользоваться оглавлением.
  13. Читай не только «слева направо», но и все время «справа налево» – возвращайся к прочитанному.
  14. Прежде старайся хорошо понять, а потом критикуй.
  15. Чужую критику на книгу читай после книги.
  16. Прочитав книгу, уясни сущность ее и запиши в кратких словах.

О выборе книг для самообразования:

  1. Читай хотя бы немного, но основательно.
  2. Читай необходимое, хотя бы неинтересное.
  3. Читай самое лучшее, что можно достать.
  4. Читай не слишком легкое, не слишком трудное.
  5. Руководись каким-нибудь планом чтения (по программам или совету специалиста).

One thought on “Как читать книги

Добавить комментарий