Марина Гриц. Умение слышать

sam_8177Искусство диалога, в котором главное — умение слышать, дается с большим трудом. Многими людьми, даже церковными, оно совершенно не освоено. Не с этим ли связаны наши основные проблемы: неумение общаться, неумение молиться, неумение читать Слово Божье. Все эти проблемы соотносятся с двумя ветхозаветными заповедями, которые напоминает Господь Иисус Христос: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим … возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф.22.39).

Любовь даруется нам Богом. Однако нам необходимо совершить некое усилие, чтобы принять этот дар. Надо приготовить свое сердце. Эта подготовка заключается в желании возлюбить. Но можно ли любить, не зная?

В наше время всеобщего разобщения (технократическое общество предпочитает прятаться от межличностного общения за завесой различных контактов) очень трудно подвигнуть себя к желанию узнать другого. Под узнаванием здесь понимается не поверхностное «Как дела?», а достижение той глубины, где обитает в человеке образ Божий. Мы так полны забот о себе — о своем благочестии, о своем спасении, что для другого (а в Евангелии он именуется ближним) места в нашей душе подчас совсем не остается. А если и остается, то только в качестве сопоставления с собой, любимым.

Как можно узнать кого-нибудь, никогда его не слыша? Вот тут-то мы и возвращаемся к началу нашего разговора. Чтобы услышать, надо обладать умением вести диалог. Не тот мнимый, который с первых же фраз превращается в столкновение монологов и имеет своей целью убедить оппонента в своей правоте, а диалог, в котором каждая сторона искренне стремится услышать другую, понять и возблагодарить Бога за иной, неведомый прежде опыт.

Этого обоюдного стремления как раз очень трудно достичь. Ну, хотя бы по причине того, что достаточно сложно найти единомышленника пойти на столь рискованный эксперимент. Ведь в таком диалоге надо быть предельно искренним. Никакого двойного дна, никакой завуалированности и стремления спрятаться за безликими «вообще», «так считается», «следуя традиции», «я где-то читал», «у одного моего знакомого» «наукой установлено», и проч. В настоящем диалоге ты можешь говорить лишь о том, что установлено твоим сердцем, твоим жизненным опытом, твоим опытом общения с Богом и ближним. Решиться на такую предельную открытость может не каждый. Тут нужна особая атмосфера, особый дух всеобщего принятия, поддержки и благодарения.

И вот здесь я прихожу к главному. Не один человек, а целое сообщество таких людей уже есть в Москве. Называется оно Колледж Библейской подготовки к служениям «Наследие». здесь есть особый «предмет» — Молитвенное чтение Священного Писания.

Раз в неделю собираются все студенты, преподаватели, друзья Колледжа и все те, кто просто услышал о подобном опыте и желает его прожить. Двери открыты для всех. Единственное условие — желание научиться так читать Слово Бога, чтобы оно зазвучало, заговорило в сердце, чтобы изменило и очистило его, чтобы приблизило к Тому, Кто его произносит. И желание разделить этот опыт с тем, кто находится рядом.

Часто эта встреча происходит через этого самого ближнего, которого тоже надо научиться слышать. Ведь то, что Бог говорит ему, Он часто говорит для тебя. Почему так происходит, можно только предположить: иногда та проблема или вопрос, который нас мучает, так заполняет наше сердце, что для ответа просто нет места. В нашей душе гремит вопрос. А Дух говорит очень тихо, Господь приходит в «веянии тихого ветра». Вот тогда Господь говорит через наших ближних, которые способны стать своего рода «трансляторами» Божьей истины (иногда даже сами того не сознавая). Не потому, что у них слух лучше — иногда просто потому, что этот вопрос или проблема не настолько затмила его.

Есть и еще одна причина такого совместного общения с Богом. Господь говорит: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». Чтобы заговорил Дух, нужна атмосфера непрерывной молитвы. Одному человеку, даже очень высокого чистого духа, это не под силу. Для этого нужна Церковь. После Своего Воскресения Господь пришел на берег Галилейского моря к своим возлюбленным ученикам. Он «отверз им ум к уразумению Писаний» (Лк.24.45), когда они были вместе. Конечно, это не исключает того, что к каждому из них Он будет обращаться лично, но вот особый Дух, научающий понимать Слово в его глубине, подается именно общине.

Я сама много раз была на подобных встречах. И каждая была неповторима. То, что Господь говорит, Он адресует тем, кто слышит Его «здесь и сейчас». Никогда невозможно предсказать, чем обернется то или иное чтение. Но по опыту знаю, что никогда ни один человек не уходил без плода — Слово Божье меняет каждого: у кого-то приходит осознание прошлого, кому-то открывается радость настоящего момента, для кого-то обретается будущий путь служения.

Какой бы акцент не превалировал на встрече, кульминацией каждой из них является радостное, ликующее благодарение, изливающееся из каждого сердца — благодарения за то, что Господь явил Себя и открыл нам друг друга, за то, что в это время нам была дарована возможность преодолеть разобщенность этого мира, перекинуть друг ко другу мосты любви и единым сердцем воскликнуть: «Христос посреди нас!» Что это, как не явление Его Царства?

 

Добавить комментарий