Беседа с Никодимом о рождении свыше — материалы семинара

Беседа с Никодимом о рождении свыше — материалы семинара

Дорогие братья и сестры!

Предлагаю тем, кто не участвовал в нашем семинаре, познакомиться с раздаточными материалами. Если вы проработаете текст Евангелия, вы уже многое получите 🙂

 

Евангелие от Иоанна 3:1-21

 

1 Между фарисеями был некто, именем Никодим, [один] из начальников Иудейских.

2 Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог.

3 Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия.

4 Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?

5 Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие.

6 Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух.

7 Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше.

8 Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа.

9 Никодим сказал Ему в ответ: как это может быть?

10 Иисус отвечал и сказал ему: ты — учитель Израилев, и этого ли не знаешь?

11 Истинно, истинно говорю тебе: мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели, а вы свидетельства Нашего не принимаете.

12 Если Я сказал вам о земном, и вы не верите, — как поверите, если буду говорить вам о небесном?

13 Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах.

14 И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому,

15 дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.

16 Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.

17 Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него.

18 Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия.

19 Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы;

20 ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы,

21 а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны.


Предварительное размышление ко 2 стиху

Чего мы ищем, придя в храм, в Колледж, на этот семинар? Что вам мешает в жизни, в отношениях? Чего не хватает? Чего хотите? Что вам по-настоящему нужно от жизни, от Бога?

 

Вопросы в помощь к обсуждению в группах

Этот текст состоит из двух частей, 3:1-15, 3:16-21. Все ли слова здесь принадлежат Иисусу, или вторая часть представляет собой размышление апостола – неизвестно. Во многом 1 послание Иоанна является комментарием к этой беседе, поэтому читать тексты, как говорит Илья Яковлевич, нужно в 2 руки. Вы можете начать размышление, посмотрев отрывки из самого Евангелия и другие тексты, приведенные в конце.

 

  1. Что известно о Никодиме (см. Ин. 7:50,51; Ин. 19:39)? Почему он приходит ночью? Что означает его «мы»?
  2. Зачем он приходит? За кого он принимает Иисуса, каково его отношение к Иисусу:
  • дистанцированное, покровительственное, как у фарисея Симона,
  • изучающее, как у философов в ареопаге и книжника с вопросом о главной заповеди,
  • ищущее, как у богатого юноши,
  • искушающее, как у спрашивающих о подати кесарю,
  • любопытное, как у Ирода,
  • еще какое-то?
  1. Какое у вас сейчас отношение к Иисусу?
  2. Почему Иисус отвечает вовсе не так, как предполагалось бы обычным ходом беседы?
  • Он хочет встряхнуть Никодима, побудить его к серьезной и глубокой беседе, минуя любезности?
  • Он видит Его вопрос – о Царстве Божием, причем вопрос не теоретический, а практический: как же получить, войти в него – и отвечает,
  • Он показывает принципиальное отличие новой жизни от фарисейства, открывает, что надо перестать искать людей, наставников, нужно собственное внутреннее перерождение?
  • Он хочет, чтобы Никодим понял, с Кем на самом деле он беседует?
  1. Никодим действительно не понимает, или делает вид, что не понимает Иисуса?
  2. Как бы вы определили для себя, что для вас Царство Божие? Как оно проявляется в жизни, в опыте? Что значит «увидеть Царство Божие»? У вас получается в него входить, достигать его, пребывать в нем – или это предмет вашей надежды на будущее?
  3. Рождение, о котором говорит Иисус, может быть понято и как «новое», и «свыше». В чем разница? Что дает каждое из пониманий? (ср. Ин. 1:12-13, 1 Ин. 3:9, 4:7, 5:1,4,18 и Мф. 18:3, Ефес. 4:20-24)
  4. Почему это новое рождение вообще необходимо (5 ст.)? Разве недостаточно просто нравственной работы над собой (напр., Ефес. 2:1, Деян. 15:10)? Что оно меняет в жизни (Иер. 31:31-34)?
  5. Верите ли вы в то, что можно и вправду измениться? В какой степени?
  6. Что здесь означает вода и Дух?
  • это пророческий образ Божьего действия: очищения от грехов и наполнения Духом (Иез. 36:25-27 и рядом, Тит. 3:5-7, Деян. 2)?
  • это отсыл к водному крещению (свидетельство покаяния и веры – от людей) и духовному крещению (дар Духа – от Бога), описываемые в Деяниях (Деян. 2:38, 8:36-39 и др.)?
  • Что-то иное?
  1. Абсолютно ли утверждение, что без воды, водного крещения не войти в Царство?
  2. Как это понять: рожденное от Духа есть дух (ср. 1 Кор. 15:44-50, Рим. 8:5)? Что меняется в жизни? Как понять фразу: Дух дышит, где хочет…» (ср. Еккл. 11:5, но не только)? Как сегодня вы ощущаете присутствие Духа в своей жизни? Как слышать Его голос, что это за голос?
  3. О ком говорит Иисус, употребляя «мы» в ответ (ст. 11)?
  4. Связаны ли для вас опыт Духа с опытом Царства?
  5. Что еще для вас важно в вопросе рождения свыше, обновления жизни во Святом Духе? Было ли что-то, что вас затронуло в материалах самоподготовки, в разговоре с В.В.Сорокиным?
  6. Как удостовериться в том, что мы действительно рождены свыше? Можете ли вы про себя сказать, что уверены в том, что знаете Духа Святого? Можете ли вы указать конкретный момент в своей жизни, когда вы переживали рождение свыше?
  7. Похоже, что есть два способа говорить о духовном рождении – смотреть на дары (внешнее), и на плоды (внутреннее). В традиции последних времен акцент больше сделан на второе (см. опыт преп. Силуана). И все же, без даров, без действительного явления Духа жизнь неполна (преп. Симеон). Каких же даров и плодов Духа вы больше всего ищете, и ищете ли? Просите ли осознанно об этом?
  8. Можно родиться духовно, но потом потерять благодать Духа. Что помогает лично вам поддерживать горение Духа, возвращать Дух, а что угашает, из-за чего вы его теряете?
  9. В чем разница между духовным образованием и обращением, новым рождением? Зачем тогда нужно образование? Можно ли «родить» других для Царства Божия (Гал. 4:19), как? Есть ли что-то, что вам препятствует в таком «порождении»? Как этот вопрос – рождения свыше — касается семьи, двух половинок, соединенных в единую плоть?
  10. Согласитесь ли вы с фразой: «Иисус пообещал Своим ученикам три вещи: что у них совсем не будет страха, что они будут необъяснимо счастливы, и что их будут постоянно сопровождать неприятности» (Г.К.Честертон)? Если в результате нового рождения жизнь становится труднее, как это понять?
  11. Что имеет ввиду Иисус под образом вознесенного змия в ст. 13-15? Как исцелялись укушенные змеями в пустыне (Числ. 21:7-9)? Как это понять применительно к нашей жизни?
  1. Как вы думаете, почему 16 стих иногда называют самым важным стихом во всем Писании?
  2. Что вы узнаете о деле Христа из 16-17 стиха?
  3. Как можно практически прожить, откликнуться на то, о чем говорится в этих стихах?
  4. Что значит – идти к свету, делать дела «в Боге» (ст. 21)?
  5. Что важнее: рождение свыше – или дела? Можно ли делать дела Божии, не будучи рожденным свыше, и наоборот?
  6. Один духовный автор утверждает, что первый шаг в этом направлении – предание своей жизни Богу, подчинение Ему. Можно ходить в Церковь, стараться вести нравственную жизнь, даже иметь определенное служение – но не сделать главного выбора: покорения своей жизни Христу, предания Ему себя со всеми талантами и слабостями, даже грехами. Это – заключение личного завета с Богом, предание себя водительству Божьему. Если момент рождения свыше иногда трудно указать, то с этим все определеннее. Был ли у вас такой момент в жизни, когда вы сказали Богу: «Я – твой, Господи. Приношу тебе всю мою жизнь, посвящаю ее тебе. Верю, что только Ты можешь исцелить, указать мне путь жизни. Руководи мною, Господь»?
  7. Как вы понимаете суд Божий – в свете ст. 18-21? Кто судит и выносит приговор? Каким вам видится Бог: осуждающим вас, или спасающим, милующим?
  8. Как связаны рождение свыше, жертва Сына Божия, и вера в Него?
  9. Что самое главное в этом тексте, с вашей точки зрения?
  10. С кем хорошо бы еще об этом поговорить, поразмышлять и поделиться?

 

Отрывки Евангелия от Иоанна, где упомянуты новое рождение, вода и Дух

 

А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, 13 которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились. (Ин.1:12,13)

Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином,… тогда зовет жениха 10 и говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе. (Ин. 2:9,10)

Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. 23 Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе.  (Ин.4:21,23) или: в Духе истины

Дух животворит; плоть не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь. (Ин.6:63)

В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. 38 Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. 39 Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен. (Ин.7:37-39)

Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. 16 И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, 17 Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет. 18 Не оставлю вас сиротами; приду к вам. (Ин.14:15-18)

Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне; 27 а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною. (Ин.15:26,27)

Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам,

8 и Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде:

9 о грехе, что не веруют в Меня;

10 о правде, что Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня;

11 о суде же, что князь мира сего осужден.

12 Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить.

13 Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам.

14 Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам. (Ин.16:7-14)

 

Как удостовериться в том, что мы действительно рождены свыше (1 Ин.)?

4 Кто говорит: «я познал Его», но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины; 5 а кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась: из сего узнаем, что мы в Нем. 6 Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал. (1Ин.2:4-6)

Пишу вам, дети, потому что прощены вам грехи ради имени Его.

13 Пишу вам, отцы, потому что вы познали Сущего от начала. Пишу вам, юноши, потому что вы победили лукавого. Пишу вам, отроки, потому что вы познали Отца.

14 Я написал вам, отцы, потому что вы познали Безначального. Я написал вам, юноши, потому что вы сильны, и слово Божие пребывает в вас, и вы победили лукавого.

15 Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. (1Ин.2:12-15)

Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога. (1Ин.3:9)

Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти. (1Ин.3:14)

Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден, и всякий, любящий Родившего, любит и Рожденного от Него. 12 Имеющий Сына (Божия) имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни. (1Ин.5:1,12)

                                     

Из опыта Церкви

 

Не говорите, что невозможно принять Божественный Дух,
Не говорите, что без Него возможно спастись,
Не говорите, что кто-нибудь причастен Ему, сам того не зная,
Не говорите, что Бог невидим людям,
Не говорите, что люди не видят Божественного света
Или что это невозможно в настоящие времена!
Это никогда не бывает невозможным, друзья!
Но очень даже возможно желающим.

 

Преп. Симеон Новый Богослов, Гимн 27-ой

 

  • Когда душа всецело предалась на волю Божию, тогда Сам Господь начинает руководить ею, и душа непосредственно учится от Бога, а раньше наставлялась учителями и Писанием. Но это редко бывает, чтобы учителем душе был Сам Господь Своею благодатию Святого Духа, и мало кто знает об этом, а только тот, кто живет по воле Божией.
  • Редкие души знают Тебя, и мало с кем можно говорить о Тебе: больше спасаются люди верою.
  • Человек до благодати думает, что у него все на душе хорошо и благополучно; но когда посетит его благодать и пребудет с ним, тогда он увидит себя совершенно иначе.
  • Благодать Божия дает силы Любимого любить; и влечется душа к молитве непрестанно, и не может забыть Господа ни на секунду.
  • Дух Святой, если твоя душа знает Его, даст тебе понять, как Он учит душу знать Господа и какая в этом сладость.
  • Дух Святой учит любить врагов так, что будет жалеть их душа, как родных детей. Только в Духе Святом обретает душа совершенный покой.
  • Благодать Святого Духа делает всякого человека похожим на Господа Иисуса Христа еще на земле.
  • Когда душа в Духе Святом, то она довольна и не скучает о небесном, ибо Царствие Божие внутри нас, — ибо пришел Господь и вселился в нас. Но когда душа потеряет благодать, тогда скучает она о небесном и слезно ищет Господа.
  • Господи, дай нам Адамово покаяние и Твое святое смирение. Господи, дай силу твоей благодати, да познают тебя все народы Духом Святым, и да хвалят Тебя в радости…

 

Преп. Силуан Афонский, избранные записи

 

 

Добавить комментарий